Что такое «Малая школьная академия»?

 

Ровно год назад в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова был запущен новый образовательно-профориентационный проект под названием «Малая школьная академия» (МША). Более двухсот юношей и девушек 11-х классов поступили в декабре прошлого года в нашу Академию и успешно завершили учебу в мае 2017 года по специальной программе, составленной для будущих абитуриентов КБГУ. Более75% выпускников МША стали затем нашими первокурсниками.

МША – уникальный проект, направленный на решение следующих актуальных задач:

— оказание дополнительной помощи обучающимся в 9-11х классах в подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ;

— подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях путем вовлечения в активную познавательную, научно-исследовательскую и проектную деятельность;

— научно-методическое и практико-ориентированное обеспечение профессионального самоопределения старшеклассников с использованием кадровых и материально-технических ресурсов университета.

В настоящее время в рамках Малой академии созданы пять отделений и Центр по подготовке к олимпиадам.

Руководят отделениями известные ученые, ведущие преподаватели КБГУ, обладающие опытом работы со школьниками:

  • русского языка и литературы – проф., д-р филол. наук С.К. Башиева;
  • химии и биологии – проф., д-р хим. наук Ж.А. Кочкаров;
  • истории и обществознания – проф., д-р ист. наук, П.А. Кузьминов;
  • информатики, электроники и компьютерных технологий – проф., д-р техн. наук, Т.Ю. Хаширова;
  • физики и математики – проф., д-р физ.-мат. наук, Б.И. Кунижев;
  • иностранных языков – зав. кафедрой, доцент Кенетова Рита Биляловна.

 

Единый государственный экзамен является серьёзным испытанием в жизни каждого выпускника школы. Основной вклад в подготовку к ЕГЭ осуществляет школа. Кроме того, многие родители прибегают к помощи репетиторов для подготовки своих детей к экзаменам.

В рамках МША предусмотрено углубленное изучение наиболее важных тем по трем предметам, необходимым для поступления на то или иное направление подготовки бакалавриата или специалитета. При этом на занятиях будут анализироваться задания, вызывающие наибольшее затруднение у школьников, типичные ошибки по данному предмету.

Слушатели Академии будут активно вовлекаться в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Ребята получать возможность представлять результаты своих исследований на различных конкурсах, конференциях, участвовать в олимпиадах, проводимых как университетом, так и за его пределами.

Ниже приводится перечень таких мероприятий, участие в которых позволит будущим абитуриент набрать от 3 до 5 баллов за индивидуальные достижения. Баллы, начисленные за индивидуальные достижения победителям и призерам университетских олимпиад, включаются в сумму конкурсных баллов при поступлении в КБГУ на соответствующие направления подготовки.

1) Открытая республиканская олимпиада школьников по русскому языку для поступающих на направление подготовки «Филология».

2) Открытая Северо-Кавказская олимпиада школьников по предметам для поступающих на направление подготовки (специальность) соответствующее профилю олимпиады.

3) Открытая олимпиада по химии для школьников и студентов, приуроченная к Дню химика.

4) Открытая олимпиада по биологии для школьников.

5) Открытая олимпиада по географии для школьников.

6) Олимпиада по социальным наукам.

7) Открытая  олимпиада  для  школьников  по туризму и краеведению.

8) Ежегодная олимпиада по кабардинскому языку, приуроченная к международному дню родных языков.

9) Ежегодная олимпиада по балкарскому языку, приуроченная к международному дню родных языков.

10) Олимпиада по истории им. Х.М Бербекова.

11) Олимпиада по журналистике «Проба пера».

12) Филологическая олимпиада по русскому языку.

13) Олимпиада по физике среди школьников.

14) Олимпиада по математике среди школьников.

15) Олимпиада по мехатронике и робототехнике среди школьников.

16) Республиканская олимпиада по психологии среди школьников и студентов.

17) Северо-Кавказская олимпиада по аудиту среди школьников и студентов.

18) Олимпиада  по  информатике  и  защите информации среди школьников и студентов.

Для подготовки слушателей Академии к участию в этих олимпиадах, а также консультирования участников муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады по договору со школами, в рамках Академии будет создан университетский Олимпиадный центр.

Другая важная составляющая программы обучения – организация профессиональных проб и помощь в профессиональном самоопределении слушателей МША.

Сегодня все осознают, что профориентационной работе с молодежью нужно придать системный характер, а также создать необходимые организационные, педагогические и нормативные условия для ее реализации. В рамках сетевого взаимодействия со школами республики, КБГУ готов предоставить все имеющиеся ресурсы для решения этой проблемы.

В настоящее время идет переосмысление роли профессиональной ориентации в современном мире. Во многих развитых странах мира наблюдается создание информационных источников и инструментов помощи подросткам в проектировании послешкольного образовательно-профессионального маршрута.

Как тут не вспомнить слова проф. С. Фукуямы, пожизненного президента  Международной конференции по профессиональной ориентации: «После второй мировой войны в соответствии с новой системой образования профессиональная ориентация составила ядро учебных программ для средних классов. Это внезапное включение профессиональной ориентации в систему образования Японии было для многих педагогов удивительным, и они не знали, как быть с этим новым явлением». Эта же идея лежит в основе профориентационной работы в США: «Система образования США объединяется вокруг основного ядра – формирования профессионального призвания человека».

В нашей стране также происходят существенные изменения в подходах к организации профориентационной работы среди детей и молодежи. Впервые ФГОС устанавливает требования к образовательным результатам: личностным, метапредметным, предметным. Личностные  результаты, наряду с другими, включают осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации жизненных планов обучающихся.

Наряду с этим, идет обсуждение вопроса о необходимости введения в регионально-национальный компонент стандарта учебного курса по планированию профессиональной карьеры, включению в учебные планы педагогических вузов и программы институтов повышения квалификации учительских кадров курсов профессиональной ориентации.

В последние десятилетия сложилась еще одна тревожная тенденция – значительное снижение престижа инженерных и рабочих специальностей. Выпускники школ, как правило, ориентируются на профессии, требующие высшего образования, без учета востребованности на региональном рынке труда. При этом в республике, как и в целом по стране ощущается острый дефицит в квалифицированных рабочих кадрах.

В качестве наиболее современного и эффективного способа выхода из сложившейся ситуации сейчас рассматривается конкурс профессионального мастерства WoldSkills. Однако, этот конкурс выступает, в основном, в качестве инструмента профессиональной пропаганды, являясь лишь частью системы профессиональной ориентации. Без дальнейшего развития профессионального образования, восстановления системы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров трудно переломить эту ситуацию.

Как показывает практика, успешность профориентационной работы зависит от тесного сотрудничества школ, профессиональных образовательных учреждений, вузов, молодежных коллективов, родительской общественности, хозяйствующих субъектов и органов муниципальной власти.

Осуществление такого эффективного сетевого взаимодействия – главная цель Малой школьной академии при КБГУ.

 

Директор МША, руководитель КБНЦ РАО на базе КБГУ

А. Насипов.

 

 

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Яндекс.Метрика